Сайт о жизни молодёжи г. Бобруйска

Ветераны Второй мировой: нам есть с кого брать пример

Дошла до Берлина

С каждым годом все меньше и меньше  остается людей, которым мы лично можем сказать спасибо за Великую Победу. 7 мая 2018 года ушла из жизни ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Андреевна Сапрыкина. С   июля  1941 по май  1945 года , рискуя собственной жизнью, юная девушка  спасала советских солдат, вынося их, раненых, с полей боев. Победу встретила в Берлине.

 Мне посчастливилось общаться с  этой удивительной женщиной. Пока я была маленькой, я просто слушала ее рассказы о войне, когда стала взрослее, делала для себя кое-какие пометочки по ее воспоминаниям. И в нынешний, юбилейный год Победы, я открыла свои записи, чтобы вспомнить человека с большой буквы, искреннего, доброго, надежного , нежного и безгранично отважного…

Екатерина Андреевна Харькова родилась в многодетной дружной семье  в Подмосковье в деревне Николаевка в 1924 году.  Глава семьи  умер рано, поэтому на ноги детей ставила мама, трудолюбивая сердобольная женщина. Для  того, чтобы накормить  и одеть  детей, она  с раннего утра до позднего вечера трудилась, не покладая рук. Дети брали пример с мамы и старались подставить  ей свои, еще не окрепшие плечи, в любом деле, и быстро освоили нелегкий сельский труд. Мама хотела всем своим детям дать  образование, чтобы была у них доля получше и полегче, чем у нее. И дети не разочаровали свою мамочку: учились хорошо, много читали. И каждый выбрал себе профессию по душе.

Катюша еще в детстве, когда умер ее папа, сказала, что когда вырастет, станет  доктором, чтобы лечить людей, когда  они заболеют. Мама поддерживала в ней это желание. Но так как денег на учебу в мединституте в семье не было, Катя поступила в  школу медсестер в Москве. Училась легко, с огоньком. Во время практики в больнице с удовольствием отрабатывала на практике приобретенные в школе теоретические знания. Самой высокой оценкой для нее стали слова главврача больницы: «Из тебя, дочка, получится хороший врач. Учиться тебе нужно». У девушки словно крылья за спиной выросли. Она уже для себя твердо решила, что будет работать и учиться. Стоял жаркий июнь 1941. Последние странички учебника были закрыты, оставалось только  сдать последний экзамен. Девчата экзаменовали друг друга, и когда все повторили, стали мечтать о том, как они будут жить дальше, взрослые, дипломированные медсестры.  Все их планы в одночасье разрушила Великая отечественная война, которая огненным смерчем ворвалась в жизни людей в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Катя, узнав о вероломном нападении фашистов на ее Родину, сказала подружкам: «Мое место на фронте. Я в военкомат! Буду спасать раненых» Подружки ее поддержали. Но в военкомате девчатам сказали, что сначала они должны сдать выпускной экзамен, и только потом их призовут.

30 июня 1941 года Катя окончила Московскую школу медицинских сестер, и уже  1 июля весь выпуск должны были направить на фронт.  Девушке   очень хотелось попасть на войну как можно быстрее, так как все говорили о  том, что война быстро закончится, враг будет разбит, а ей так хотелось быт нужной в самый тяжелый для Родины момент. Катя, чтобы попасть вместе с однокурсниками на фронт, приписала себе пару месяцев, и  1 июля 1941 года она стала   фронтовой медсестрой.

Нелегкая доля была у медсестер на войне…Не раз приходилось выносить раненых с поля боя под непрерывным огнем. Она, хрупкая девушка, иной раз по несколько раз возвращалась на поле боя за очередным раненым.

— Мы все время были на переднем крае, — вспоминала Екатерина Андреевна.  – После немецких артобстрелов раненых было особенно много. Я с серой брезентовой сумкой с красным крестом бегала и ползала по полю. Раненые со всех сторон стонут, зовут – не знаешь, к кому в первую очередь ползти.  А они все звали и звали: «Сестричка, помоги, пожалей, я жить хочу!». Но не всегда удавалось помочь, хотя так хотелось спасти каждого. Перевязываешь, иной раз, раненого,  а он умер, смотрит своими голубыми глазами в небо. Прикрою ему глаза  и ползу дальше… Кругом стоны, кровь…Разве к такому можно привыкнуть?

Первое время она до слез переживала смерти своих однополчан, не могла без ужаса смотреть на искалеченные тела совсем еще молодых ребят. А потом…привыкла, и уже без содрогания наблюдала за операцией полевых хирургов, которые ампутировали руки, ноги солдатам, мало того, сама иной раз ассистировала хирургу во время операций …

 Как-то на поле боя она наткнулась на солдатика, которому осколком разворотило живот. Затащила его на плащ-палатку, и ползком начала пробираться к своим. Доползла обессиленная. Приговор военного хирурга был как удар — может не выжить, много крови потерял. И она предложила взять кровь у нее, благо группа у девушки была универсальная, подходила всем. Именно её кровь спасла жизнь неизвестному ей человеку. Чуть позже в газете появился снимок с подписью «Медсестра Катя спасает Героя Советского Союза». Этот Герой оказался жителем Казахстана, и уже после войны он нашел свою спасительницу. Они долго переписывались, но встретиться так и не довелось. Переписка как-то незаметно прекратилась, письма где-то затерялись, и об этом эпизоде своей военной биографии Екатерина Андреевна всегда  вспоминала  с легкой грустью. Ее называли отчаянной, но она просто выполняла добросовестно свой долг, уверенная в том, что с ней на поле боя ничего не случится.

Девушка  выносила с поля боя всех, кто ей попадался на пути. Даже не спрашивала, кто этот человек, которого она спасает.

 Вспоминала Екатерина Андреевна и еще один случай из своей военной биографии. Под Берлином, на поле, которое обстреливалось с двух сторон враждующими сторонами, она увидела человека с оторванной ногой. Подползла. Увидела немецкую форму. Это был враг. Он смотрел на Екатерину с мольбой, показывая жестами, чтобы она дала ему воды. Фляжка у него была пустая, у нее тоже, до реки – сотни метров. А жара была страшная. И так ей жаль стало этого солдата враждующей стороны, что она поползла за водой под практически непрекращающимся огнем. Он выпил сего лишь пару глотков и заплакал…Вот она великая душа советского человека…

А через несколько дней в Германии медиков отправили в деревню, которая, по данным разведки, уже была очищена от фашистов. Там находились раненые, которым нужна была медпомощь. Приехали, а в деревне полно фашистов. Мужчин, с которыми поехали девушки — шофера и санитара — фашисты расстреляли сразу, а девчат — двух санитарок, двух медсестер и врача, закрыли в сарае. Они понимали: утром их  расстреляют. Но их спасло чудо. Охранник  сообразил, что у них  есть спирт. Девушки отдали ему весь спирт, он так упился, что уснул, а они  осторожно выломали в сарае пару досок и выбрались на волю. Так и спаслись.

Не одной  военно-полевой дорогой прошла Екатерина Андреевна: дороги  Беларуси, России, Польши, Чехословакии, Германии оставались в памяти до конца ее жизни.  Победу встретила в Берлине, расписалась на рейхстаге.

Довелось ей в годы войны пройтись по освобожденному от фашистов Бобруйску. Ее поразило немецкое кладбище практически посреди города. В тот момент она не думала, что она еще хоть раз вернется в этот город на Березине. Но жизнь распорядилась так, что стал Бобруйск ей родным на всю оставшуюся жизнь,  Именно отсюда был ее любимый человек Григорий Сапрыкин, ее единственная любовь, которая пришла к ней в 1943 году. К счастью, молодые люди  выжили в той страшной войне, и после долгожданной победы поженились.

Переехав в Бобруйск, Екатерина Андреевна устроилась на работу медсестрой в поликлинику. В УЗ «Городская поликлиника №3» она отработала до пенсии старшей медсестрой, была на хорошем счету, уважали ее и пациенты, и коллеги, и руководство. Она всегда занималась общественной работой, считая, что если не она, то кто? И это при том, что у нее было двое детей, муж, которым требовались ее внимание и забота.

 Со своим мужем она прожила в мире и согласии 63 года. Любовь, рожденная на войне, оказалось крепкой и надежной, длиною в жизнь. В 2006-м Григория Степановича не стало. Не дали горю захлестнуть ее с головой дети, четверо внуков и 6 правнуков, которые окружили дорого им человека особой заботой и вниманием. Да и коллеги из поликлиники не забывали. Приглашали ее на все значимые мероприятия, и когда коллектив принял решение заложить яблоневую аллею к юбилею Победы, право посадить первое деревцо было предоставлено Екатерине Андреевне.

 Уже почти два года нет этой замечательной женщины. Но она живет в сердцах и памяти людей, которые ее знали, любили, уважали, ценили. Весной распускает свои листочки яблонька, которую заботливо посадили трудолюбивые руки Ветерана Великой            Отечественной войны Екатерины Андреевны Сапрыкиной.

В семье Екатерины Андреевны бережно хранятся ее боевые  награды — орден Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медали «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги». Мы помним Вас, уважаемая Екатерина Андреевна!

Елизавета БРАИМОВА. Фото из семейного архива

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: