Какую роль играет народное осознание «Года мира и созидания»?
Говоря о «Годе мира и созидания», мы, безусловно, должны помнить о многогранности этого понятия. В одном из блоков уже было упомянуто, что часть о мире в тезисе — это призыв к добродетели в отношении себя и других, это в большей части переосмысление, где человек, несмотря ни на что, имеет право на жизнь уже по факту своего существования. А часть о созидании — это общественная рефлексия, что является для людей одной из самых уникальных возможностей прийти к вершинам социального устройства, как своего внутреннего мира, так и внешнего. В этом очерке внимание будет сконцентрировано на созидании — каково значение самопознания в его рамках и почему философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля лучше всего это описывает.
Гегель разделял рефлексию на «теоретическую» и «практическую», хоть и его формулировка находила несколько интерпретаций, однако представленное мною разделение будет более наглядно, к тому же освободит нас от философской рацеи.
Сама рефлексия, в его понимании, — это «движение от ничто к ничто и тем самым к себе самому», где отрицание определенных качеств, принадлежащих человеку, сталкивается с отрицанием реальности, где он находится, оголяя прозрение. Самопознание является движущей силой духовного развития, позволяя взглянуть на себя как носителя разных социальных ролей, иначе осмыслить свою ответственность и обязанности.
Под теоретической же рефлексией автор подразумевал первый смысл созидания — тернистый путь к познанию собственной сущности, конфликтов внутри неё и способов их решения. Тернистый путь — это движение общества по лестнице эволюции, которое даёт определенному социуму свои особенности, иными словами — опыт. В белорусской истории это выражено ярко: наши предки развивались, созревали, ошибались, что абсолютно нормально, осмысливали. Именно благодаря этому получилось достичь того исторического фундамента, который есть у нас сейчас. Из-за него формируется менталитет, национальное самосознание, также укрепляется значение нашей Родины в мировой культуре (что, кстати, не так и мало). То есть, эта сторона самопознания показывает нам одухотворенную деятельность, направленную, пока что, лишь на внутренний мир человека (или структуру общества).
А практическая рефлексия — это второй смысл, вытекающий из начального: в результате работы со своим нутром, у человека (и общества) образовывается мотив к труду, таким образом, это сказывается на состоянии материи, что приводит к разному роду занятий. Такому, как сбалансированный труд, работа, организованная деятельность, возводящая вокруг гармонию. Данные понятия, между прочим, в целом являются ядром термина «созидание» и объясняются, вы могли заметить, практической рефлексией Гегеля.
Возвращаясь в наше время за примером — 2023 год пришелся на тот момент, когда белорусы могут уверенно выделить эту точку осознания в своей истории, как духовно, так и физически. Хочется сделать акцент именно на «белорусы могут», ведь от народа зависит, будет ли оправдано название пришедшего года «Годом мира и созидания», или останется пустым звуком.
Как мне кажется, будет. На данный момент наша страна двигается всё быстрее, естественно, для любого развития характерны паузы или броски назад, однако благодаря народу, который не перестает стремиться к благополучию своей страны, своих семей и будущих поколений, невозможного попросту нет. Беларусь продолжает расти и развиваться, минуя стагнацию и ограждая себя от разрушительной инфлюкции окружающего мира.
Алина КАЖУРО
Фото из открытых интернет-источников