Сайт о жизни молодёжи г. Бобруйска

Педагог по призванию

В  нашей стране особое внимание уделяется образованию и развитию молодёжи. Для этого, помимо школы, работает множество кружков, клубов, объединений по интересам, проводится большое количество самых различных конкурсов, игр, турниров как для учащихся, так и для педагогов. Один из очень значимых конкурсов для педагогов — конкурс профессионального мастерства «Педагог дополнительного образования», который прошёл в Могилёве в апреле 2024 года. В нем приняло участие более 200 педагогических работников со всей Могилёвской области. Конкурс проходил в несколько этапов, где сначала выбирали лучших на районном уровне, в результате следующего (отборочного) этапа в финал вышло 12 человек, а заключением стал наиболее трудный этап, который длился месяц: педагоги проводили занятиях для незнакомых учащихся, вели мастер-классы по направлению деятельности, проходили профессиональное тестирование. И заключительным заданием стала визитная карточка. Но, всё же, самой душевной, яркой и творческой личностью, одержавшей блестящую победу, стала педагог ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бобруйска» Виктория Валерьевна Одношовина! Виктория прошла с честью все испытания и добилась ошеломляющего успеха. С деталями о конкурсе, об её объединении и о ней самой вы узнаете из нашего интервью.

— Виктория Валерьевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли  в эту профессию и что для Вас — педагог дополнительного образования? Когда Вы только были лишь в начале своего пути, что Вас пугало и пугает ли это сейчас?
— По образованию я культоролог-исследователь. На первый взгляд, это что-то непонятное, но после школы мне хотелось по перечню специальностей, которые можно было выбирать исходя из экзаменов, выбрать именно эту. И именно университетское время сформировало моё мышление, а после этого, конечно же,  нужно было выбрать, где я буду после учёбы работать по распределению. В 2017 году мне, дипломированному специалисту, предоставилась  возможность устроиться в Центр творчества (так он тогда назывался),  где мне предложили работу педагогом дополнительного образования. И сразу после университета я по распределению два года отрабатывала в Центре творчества детей и молодёжи, который потом реорганизовался в Центр дополнительного образования детей и молодежи города Бобруйска. И вот так, соответственно, я в нём и осталась. Как говорится, прижилась, мне здесь очень понравилось: хороший коллектив, такие же дети, удобное месторасположение, да и работа мне в целом очень-очень нравится, потому что приносит позитив, энергию, а ту отдачу, какую получаешь от детей, не получаешь ни от какой другой работы.
В первую очередь для меня «педагог дополнительного образования» — это профессия, которую я совмещаю со своей основной должностью методиста, а также хобби. Я очень люблю интеллектуальные игры. Это то, к чему я всегда возвращаюсь, и мне нравится обучать этому детей, привлекать много новых людей в интеллектуальное движение Республики Беларусь.
В чём специфика дополнительного образования: если ты учитель в школе, то у тебя есть класс и дети в нем есть  всегда, а в дополнительном образовании необходимо набрать себе учеников, увлечь их так, чтобы они приходили на занятия, продолжали заниматься. Сначала, когда я только пришла, я оббегала все школы, что были поблизости. Какой-то процент детей набрался благодаря знакомым, какой-то процент — по объявлению. Да и большинство учащихся, которые сейчас состоят в объединении, находятся в нём ещё с самого первого  года  моей работы. Что до остальных трудностей,  все они решаемы. То есть, самое главное — это набрать детей и сохранить контингент. Но здесь уже педагог должен проявлять своё мастерство, чтобы заинтересовать детей, чтобы они хотели заниматься в объединении.

— Ваше объединение называется «Квинтэсенция». Скажите, почему именно такое необычное название?
— Хороший вопрос. Мы ведь занимаемся интеллектуальными играми, поэтому всегда порог вхождения.не то, чтобы это было очень сложно, но это и нелегко. Поэтому называться как-то стандартно было бы менее интересно. А во-вторых, когда слышится это название, сразу хочется узнать, а что же это такое и что это значит. Если ребёнок приходит, и он уже знает, что это такое, то ему можно поапплодировать стоя, а если нет, то я, конечно, рассказываю ему, что это значит. Вообще, квинтэссенция — это пятый элемент. Мы знаем, что есть четыре элемента: вода, земля, воздух и огонь, а квинтэссенция — это их объединение, это тот элемент, которого многим людям не хватает. Поэтому для детей в объединении это и есть то, чего им не хватало. Кому-то не хватало общения, кому-то уверенности в себе, кому-то знаний, кому-то признаний и всего прочего. И в процессе обучения в объединении ребёнок преобретает то, чего ему не хватало. Поэтому «Квинтэссенция».

— Как известно, Ваша команда участвует во множестве интеллектуальных игр и конкурсов. Скажите, как формировалась команда? Тяжело ли было найти такие выдающиеся умы среди ребят?
— У нас в Беларуси есть организация под названием «Блик». Это белорусская лига интеллектуальных команд, которая организовывает интеллектуальные игры для школьников по всей стране. Соответственно, турниров,  в которых мы участвуем. большое количество, Есть много разных крупных,  дети играют в своей возрастной категории. Категория 5-7 классов называется «дети», 8-9 —»ювеналы», 10-11 — «юниоры». Вы, наверное, видели по телевизору такие передачи. Наш вариант немного отличается, потому что это называется элитарное, что мы видим по телевизору «Что? Где? Когда?». Мы же берём спортивное, то есть,  это не только развитие интеллекта, это ещё и спорт. Было ли сложно набирать именно умных, интеллектуально развитых детей? Думаю, нет. Для меня главное, чтобы у ребёнка было развито мышление. То есть, если какая-то база знаний имеется, с этим можно работать. Самое важное, чтобы у ребёнка было гибкое мышление, хорошо развиты интуиция и логика. Хотя, какие-то упражнения мы всё равно подбираем, но ключевое в нашей работе — это гибкое мышление. Бывают дети вдумчивые, которые просто долго раскачиваются, но со временем они втягиваются в работу. В нашем деле самое главное не быть супер эрудированным, а уметь мыслить и извлекать информацию. Как правило, ребята с широким кругозором больше преуспевают. Сложности с рнабором детей ко мне в объединение не было. По сути, они сами пришли, ведь если тебе это не интересно, то ты и не придёшь.

— Расскажите немного о самых значимых достижениях Ваших команд за последний год.
— У нас их очень много, гораздо больше, чем в прошлом году. Но это связано с тем, что нам удалось поучаствовать в большем количестве игр и турниров, да и в интеллектуальном плане дети тоже выросли, приобрели важный опыт. В этом году мы участвовали во многих республиканских соревнованиях. На уровне области наша команда «Армагеддец» является лучшей  в Могилёвской области. Также наша команда «Призраки коммунизма» входит в топ 15 в республике, а «Армагеддец», соответственно, в топ 10. Мы ездили в Минск, Брест, Могилёв. В Рогачёв, к сожалению, нам не удалось попасть. Единственное, откуда игроки  не привезли медали, это «Нестерка» в Минске: ребята  ещё морально были не готовы к  этому масштабному турниру, который провоится  в начале года. Но, если сравнивать результаты первого полугодия и второго, который подходит к концу, то виден очень высокий результат. Последний турнир, где мы принимали участие, это финал «Интеллект-марафона». Он проводится в течение всего учебного года. В нем команды нашего объединения соревнуются с командами других школ, а в фанальных играх принимают участие только  лучшие команды. «Армагеддец» были первыми в своей возрастной группе, «Призраки коммунизма» также взяли первое  и третье места в своей игре. И, что особо приятно, забрали кубок турнира. Потом у нас был школьный чемпионат республики, в который просто попасть очень престижно, ведь там соревнуются более 200 команд со всей республики, в финал  проходят только 36 лучших. В  ближайшее время в Мозыре  будет проходить чемпионат «Буслик» среди учащихся 7-9 классов. Раньше он проводился в Могилёве, но теперь мы едем в Мозырь, надеемся, что будет интересно. Все шансы заработать  медали у нас есть. За этот год мы заработали где-то 80 дипломо.

—Какие сложности приходится Вам преодолевать в Вашей работе? Чтобы Вы посоветовали своим коллегам?

—В чём небольшая сложность, точнее, что хочется посоветовать тренерам: это уметь ждать. Когда только набрали детей с 5 класса, нужно подождать год, два, три и они обязательно выстрелят. Есть и в 5 классе одарённые дети, это уже дано от природы, вы их просто тренируете и «шлифуете». Терпение —самое главное. Рано или поздно работа с  ребятами  даст результат. Тем более, что в нашей стране есть турниры и для топовых команд, и для только начинающих. Например, мы в этом году проводили игру «Бобруйская крепость» для начинающих команд на протяжении учебного года, а в следующем будем проводить уже для топовых.

— Вновь возвращаясь к конкурсу профмастерства, хочется спросить, какие были ожидания от участия в нем и какова оказалась реальность? Были ли Вы уверены в победе и кто Вам помогал? Что оказалось самым трудным и как Вы с этим справились?
— По  правде, ожиданий никаких не было. Вообще, было довольно тяжело принять участие в нём, ведь конкурс проводился в три этапа. Первый этап: было необходимо собрать и обработать всевозможные документы, соответствующие положению конкурса. Это сценарные разработки, достижения учащихся, педагогов, все выступления на методических мероприятиях и прочее, прочее прочее…А после был, как мне кажется, самый объёмный этап, в котором нужно было проводить открытые занятия с незнакомыми детьми. То есть, мастер-класс по любой теме, которую мы выбирали сами. Было не просто, но меня порадовало то, что дети очень быстро включились в работу. Было волнительно, потому что никогда не знаешь, каких детей тебе дадут для открытых занятий. Ты знаешь, как работать со своими детьми, какие темы им подбирать, какие давать вопросы, а это простые дети, «не интеллектуалы», просто учащиеся  из других  объединений. Всё прошло довольно хорошо, я рассчитывала на это. Дети оказались хорошие, способные идти на контакт, умные. Вопросы также подбирались по их уровню, для  среднестатистического школьника, чтобы они почувствовали себя на коне. Я в очередной раз убедилась, что глупых детей не бывает. Потом был мастер-класс. Я в своей работе пытаюсь внедрять онлайн-сервисы и образовательные платформы, которые можно использовать в помощь для обучения, ведь,  чтобы упростить работу и разнообразить тренировочные процессы, нужно идти в ногу со временем. Я рассказывала про платформу, которая называется «Квизис». В ней можно создавать разумные игры, викторины, опросы, как для учащихся, так и для взрослых. Я показывала, как и что можно создать, и по ходу мастер-класса они создавали игру по энергосбережению, а в конце  сами же в неё и сыграли. Тестирование было лёгким, а вот последний этап был для меня самым сложным. Это визитка, которая называлась «Я и моё объединение». Так как я занимаюсь интеллектуальными играми, а не вокалом, танцами, актёрским мастерством, то сцена для меня абсолютно чужое понятие, и до этого мне не приходилось вот так выступать, чтобы быть во главе всего действия на сцене. Но администрация и работники Центра мне помогали абсолютно во всём, никто не отказывал в помощи, все поддерживали. Огромное спасибо моим детям за то, что откликнулись, не отказали, поддержали, приняли активное участие, перетерпели все наши рабочие моменты и процессы, приходили на репетиции, которые длились с утра до вечера, снимали видеоролик, который был необходим  для визитки. Дети большие молодцы, педагоги, которые меня поддерживали, были на высоте: они оказали большую помощь, поэтому я им очень-очень сильно благодарна. Скорее, другие люди больше верили в победу, чем я сама, потому что я понимала, что конкуренция очень высокая. Все, кто принимали участие в этом непростом конкурсе, были очень достойными конкурентами, при том, они работают в разных направлениях. В целом, я очень довольна всеми результатами, но я честно не думала, что получится победить.

— Планируете ли Вы принимать участие в подобных конкурсах  или каких-то иных интеллектуальных играх в ближайшее время?
— Ну, я больше не планирую принимать участие в этом конкурсе, ведь конкурсанткой в нем  можно быть только один раз. Но если кому-то понадобится помощь в подобном конкурсе, я постараюсь всеми силами помочь. А с интеллектуальными играми мы не прощаемся, обязательно продолжим тренироваться, готовиться, будем играть. Обязательно ждём всех в «Что? Где? Когда?». Это очень весело, к тому же, дети общаются с ровесниками со всей страны, легко можно найти себе друзей. Да и это довольно интересно, поскольку вопросы очень разные. Вас могут спрашивать и про аниме, и про современные сериалы, и про учёбу, и про достопримечательности Франции. В общем, это широкий кругозор, общение и возможность с пользой классно провести время.

— Какие у Вас есть хобби и увлечения? Успеваете ли Вы совмещать их с работой?
— Плюс работы педагога дополнительного образования — это то, что мы обучаем детей тому, что любим сами. Соответственно, интеллектуальные игры входят в круг моих интересов. Очень люблю читать как классическую литературу, так и научпоп, очень люблю фэнтези и детективы. С детства собираю открытки, увлечение филокартией передалось по наследству от дедушки. Люблю слушать музыку и играть в настольные игры. Манчкин в сердце навсегда.

— Вы  очень эрудированный человек. Расскажите, с чем это связано? Такой багаж знаний Вы обрели благодаря учёбе в школе, чтению книг или чего-то иного?
— Какие-то знания, безусловно, остались после школы, очень много читала с самого детства. Помню, как в 5 лет записали в библиотеку, и с того момента началась история тёплых отношений с литературой. Во многом кругозор расширило обучение в университете, было много разных дисциплин, из каждой можно было почерпнуть что-то важное для себя. Кинематограф и документалки тоже неплохой источник информации и развития эстетического вкуса.

— Учёба в школе в значительной степени повлияла на то, кем Вы сейчас являетесь?
— Учёба в школе в меньшей мере повлияла на формирование моего мировоззрения, учёба в университете в большей степени сформировала меня, как личность, появилось осмысленное отношение ко всему и пришло осознание, чего хочется от этой жизни.

— Вспомните своё первое занятие. Было ли это волнительно, или Вы были в себе полностью уверены?
— Первое занятие я помню довольно-таки размыто, но точно знаю, что многих детей, которые пришли на первое занятие я уже знала до начала учебного года по летней игровой площадке. Помню, как старалась создать позитивный настрой, познакомить их между собой и наладить контакт. Волнения точно не было. Последний раз, когда я испытывала серьёзное волнение, это был какой-то школьный экзамен после 11 класса, дальше как рукой сняло. Если волнуюсь, то самую малость. Как только приходишь на занятие или выступаешь на мероприятии, с первого слова нужно убирать волнение и другие эмоции на задний план, чтобы удержать внимание аудитории, т.к. волнение и лёгкая нервозность очень быстро передаются присутствующим, такую роскошь педагог позволить себе не может.

— Что, на Ваш взгляд, обязательно должен знать педагог дополнительного образования?
— Педагог дополнительного образования, как и любой другой педагог, должен в первую очередь знать, для чего он работает с детьми и чему он хочет их научить. Когда ты чётко понимаешь, какие перед тобой стоят цели и задачи и какого ты хочешь добиться результата, всё будет развиваться в позитивном ключе.

— Как Вам кажется, что является главным показателем продуктивной работы педагога дополнительного образования?
— Главный показатель продуктивности — это желание учащихся возвращаться к вам на занятия. Очень важно, чтобы дети эмоционально заряжались и подпитывались от педагога. Если налажена работа и есть хороший коннект между педагогом и детьми внутри объединения, значит, будет и высокая результативность в виде дипломов, медалей и всего прочего. А самое главное, чтобы все испытывали удовольствие от того, чем занимаются.

—Спасибо за беседу. Удачи Вам во всех начинаниях!

Таким образом и прошла наша беседа с Викторией Валерьевной. Объединение по интересам «Взлёт» поздравляет Викторию Валерьевну Одношовину с такой триумфальной победой в конкурсе профессионального мастерства «Педагог дополнительного образования» и желает дальнейшего покорения новых высот.

Полина ГРЕБНЕВА

х

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: