А.Ф. Леончик: «Если я хочу, значит я этого добьюсь»
«Достоинство и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей».
Рухолла Мусави Хомейни.
Отрицать то, что школа формирует нас — глупо. Внутри её стен мы приобретаем свою личность, с которой позже нам придется или жить в гармонии, или яростно бороться. Учителя, как раз таки, являются проводниками в данном процессе.
Здесь же хотелось бы рассказать о таком человеке — моей учительнице по истории Алле Федоровне Леончик.
Сама мысль написать подобную работу посетила меня в конце её урока, когда, подводя итог темы, она сказала: «Всегда нужно уметь мыслить и рассуждать. Вы, ребята, даже не подозреваете, насколько вы интересные, и сколько интересных мыслей и идей может переполнять вас».
И ведь правда, сейчас не все учителя заинтересованы увидеть в учениках в первую очередь человека, со своим характером и способностями. Именно в этом вопросе Алла Фёдоровна меня неизменно восхищает — без колебаний помогает, консультирует, направляет. Она энергична, креативна и многогранна. И задатки данных качеств, как и всегда, идут из юности.
«С мальчишками гулять было интереснее: учили отвечать за слова».
Рассуждая о своем детстве, Алла Фёдоровна упоминала, что до 12 лет общалась лишь с мальчиками. Изначально на это вынудило её место проживания, а позже уже и собственные предпочтения. Я решила уточнить:
— Как Вы думаете, повлияла ли на формирование Вашего характера вечная мальчишечья компания в детстве?
— Скорее всего, да. Они учили бесстрашию, решительности, ответственности за свои действия и настойчивости. С девочками было не так весело: сплошные сплетни и пустые разговоры. А с мальчиками я вечно где-то лазила, что-то узнавала, искала.
Вследствие этого удалось услышать с виду простую, но зацепившую меня фразу, которая, по моему мнению, очень явственно описывает Аллу Фёдоровну:
«Я очень упертая и целеустрёмленная. Если я хочу, значит я этого добьюсь, несмотря ни на что. Сейчас не получается? Я подожду, отойду в сторону, наберусь сил и оценю обстановку. Подготовлюсь как физически, так и духовно, но до своей цели дойду».
Я вспоминаю это высказывание каждый раз, когда передо мной встаёт трудность: оно наполняет сознание каким-то тёплым и располагающим трепетом в отношении своих сил и личности, помогая подняться.
Однако, возвращаясь к теме значимых фигур в жизни Аллы Фёдоровны, нельзя не отметить вклад двух женщин. Будучи ребёнком, она не понимала свою мать, которая отличалась спокойным характером, из-за чего в семье простых рабочих авторитетной персоной стала её старшая сестра. Повзрослев и переосмыслив взгляды на жизнь, Алла Фёдоровна осознала, насколько ценны такие люди, как её мама, чьё поведение стало понятно.
В школьные же годы большое влияние оказала классная руководительница. Это была женщина «с другого мира», потому что всегда выбивалась из толпы, как нарядом, так и поведением. Умная, грамотная, воспитанная и всесторонняя преподавательница, на удивление, истории, прежде всего стала примером для подражания, а затем и расположила к профессии учителя. Это вновь отсылает к фрагменту нашего диалога:
— А кем Вы хотели стать?
— Никем. Вот спросишь у моих коллег — все, без исключения, с детства готовились стать учителями: вели журналы, ставили игрушкам оценки, следили за их поведением. Я на их фоне так, любительница. Будучи обычной рабочей получила приглашение стать лаборанткой в школе, там работать приглянулось, сказали, что могу отучиться и стать учителем. Выбрала то, что нравилось.
Данная ситуация имеет несколько трогательную подоплеку, так как в то время проходила встреча выпускников, где они получали письма «из прошлого» (в подобных письмах выпускники отвечают на вопрос «кем я хочу быть через 10 лет»). Вспомнив содержание своего, Алла Фёдоровна для себя всё решила.
«Я хочу стать такой, как моя классная руководительница» — занимала краткая запись пожелтевший листок.
Педагогика в наших реалиях.
«У профессии могут быть шрамы, и перед тем, как профессию обуздать, лучше эти шрамы разглядеть» — фраза моего авторства, которая хорошо описывает работу учителя в СНГ.
Алла Фёдоровна любит работу в школе, хоть и сейчас для всех определенно сложное время, однако работа с детьми её всё ещё вдохновляет. Доказательство этому служит огромное количество различных поездок с детьми по достопримечательностям, её поддержка учащихся, заинтересованность в оказании им помощи, также неутомимый интерес к знаниям — она часто посещает семинары и выступает на них, повышает квалификацию, пишет исследовательские работы, путешествует по памятным местам Беларуси.
Для примера можно взять её поездку на родину исторической личности — Булацкого Григория Васильевича, одного из основателей факультета журналистики в Беларуси и его первого декана. Во время своего небольшого путешествия ей удалось поговорить с женой и дочерью Булацкого Григория Васильевича, посетить их дом, а позже написать небольшую работу на эту тему.
Возвращаясь к педагогической составляющей моего очерка: расспросив пару учеников, я услышал следующее:
«Алла Фёдоровна…она необычная, и как учительница, и как человек. Хоть я не фанат истории, но люблю слушать её на уроках, она очень экспрессивно рассказывает, из-за чего в памяти информация остаётся надолго».
Думаю, мне стоить добавить и от себя. Благодаря Алле Фёдоровне я смог оценить собственные качества и понять, куда хочу поступать. Она взрастила во мне привычку анализировать, рассуждать и думать, в первую очередь, осмысливать всё, что творится вокруг. Во время работы над данным материалом я ещё раз убедился в своих убеждениях.
Подводя итог нашей с ней беседы, я решил задать последний вопрос:
— Находясь в постоянном движении, общении с людьми и развитии, у Вас хватает времени на себя? Есть ли какие-то хобби или специальные интересы?
— Если так подумать…временем на это я не особо располагаю. Я люблю коллекционировать различные артефакты, которые нахожу или приобретаю в своих поездках. Моя личная жизнь слишком тесно связана с работой и, на самом деле, это утомляет. Сейчас в определенных учебных заведениях на плечи учителя ложится слишком много, поэтому порой ничего не хочется, кроме отдыха. Но я не унываю, дело, которое приносит тебе радость, не сконцентрированно в одном месте. Если что-то умеешь — пригодится везде.
Одна из главных трудностей педагогики — не терять себя в потоке человеческих невзгод. По моему мнению, Алла Фёдоровна стойко с этим справляется, несмотря ни на что.
Никита ЯКОВЕНКО