«На работу нужно приходить с удовольствием и работать в удовольствие». Так считает директор Центра дополнительного образования г. Бобруйска
ГУО «Центр дополнительного образования г. Бобруйска» —одно из самых излюбленных мест бобруйских детей. Сюда они приходят для того, чтобы найти себя, развить свои таланты и способности при помощи педагогов. Здесь они участвуют в конкурсах разного уровня, принимают участие в мероприятиях, приходят к осмысленному решению, кем они хотят стать во взрослой жизни. О том, чем живет Центр, нам рассказал Олег Александрович Шкутко, который вступил в должность в 2021-2022 учебном году.
Для справки: Олег Александрович человек известный не только в Бобруйске, нашей республике, но и далеко за их пределами. Успешный спортсмен, в 2007 году он стал судьей международной категории класса «А». В 2009 году Олег Александрович закончил Белорусский Государственный университет физической культуры по специальности учитель физической культуры, тренер по тхэквондо. В 2010 году он назначен на должность директора Детско-юношеской спортивной школы № 6 г. Бобруйска, в 2011 г. — директором представительства НОК в Бобруйске. В 2013 он организовал и возглавил Бобруйскую федерацию спортивно-боевых единоборств, где культивируются такие виды единоборств, как таэквондо, джиу-джитсу и кикбоксинг, а 1 марта 2015 года бобруйские таэквондисты вступили в ГТФ (федерацию глобального таэквондо), получили официальные документы, сертификаты от президента федерации GTF миссис Линды Пак. Теперь бобруйчане официально представляют в Беларуси данный вид единоборства. Олег Александрович Шкутко — судья международной категории класса «А», глава федерации спортивно-боевых единоборств г. Бобруйска
—Олег Александрович, Вы возглавили одно из крупнейших учреждений дополнительного образования г. Бобруйска. Что на сегодняшний день представляет собой Центр дополнительного образования детей и молодежи г.Бобруйска?
—В Центре дополнительного образования детей и молодежи г. Бобруйска большой педагогический коллектив — порядка 80 профессиональных педагогов и более 4000 тысяч ребят. У нас успешно работают объединения художественного, социального, физкультурно-спортивного профилей, школа раннего развития и отдел технического творчества. Мы реализуем самые различные разносторонние и многоуровневые образовательные программы, что позволяет Центру удовлетворить максимально широкий спектр интересов и потребностей ребят. На сегодняшний день широкое применение в образовательном процессе нашли такие технологии, как проектная, коллективное творческое дело, «равный обучает равного», ИК технологии и т.д. В клубах по месту жительства реализовано много художественных, игровых, социальных проектов. Это проекты «Дорогами добра», «Молодежный пресс-центр «Взлет», «Лето в формате 5 D», проект профильной IT-смены «Карман» в летне-оздоровительном лагере с дневным пребыванием и многие другие. В целом, в нашем коллективе реализованы 20 проектов педагогов и учащихся, которые отмечены дипломами главного управления по образованию Могилевского облисполкома, Национального центра художественного творчества и Министерства образования Республики Беларусь. На базе Центра функционирует ресурсный центр, где проводится работа по развитию цифровой культуры учащихся, формированию «блогосферы» дополнительного образования. Для педагогических работников проведены обучающие занятия по темам: «Ведение аккаунта в Инстаграм», создание видеороликов программе «Video Pad», мастер-класс по созданию и ведению аккаунта объединения по интересам в социальной сети Инстаграм. Внедряются дистанционные формы обучения. Проведены 2 потока авторского экспресс-курса педагога дополнительного образования Смирнова Е.А. «Организация дистанционного обучения». Разработана и реализована на практике виртуальная площадка «Центрифуга», представляющая собой воспитательно-познавательную среду и отдых детей в интернет-пространстве в летний период.
Наши педагоги являются победителями профессиональных конкурсов. Увеличивается число педагогов высшей квалификационной категории, что является лучшим подтверждением их профессионализма. Но при этом мы постоянно ищем новые направления работы с детьми и подростками и не останавливаемся на достигнутом.
—Какую цель Вы поставили перед собой, когда возглавили Центр?
Наш Центр дополнительного образования детей и молодежи за 2019, 2020, 2021 гг. награжден дипломами I степени Бобруйского городского исполнительного комитета, дипломами I степени (2020 г.), II степени (2021 г.) – Главного управления по образованию Могилевского облисполкома.
В 2021/2022 уч. году в различных конкурсах и соревнованиях нашими учащимися получен 851 диплом 1,2,3 степени различных уровней. И моя же цель, как директора, не только еще больше объединить работников Центра, но и сделать все от меня зависящее, чтобы коллектив развивался, находил новые формы и методы работы, чтобы ребятам, которые к нам приходят, было в Центре интересно и комфортно.
—Олег Александрович, что из нового, чему был дан старт в прошлом учебном году, найдет достойное продолжение в нынешнем?
—Хочу отметить, что одним из значимых событий в жизни нашего центра стало открытие военно-патриотического клуба «Патриот», которое состоялось 4 мая текущего года. Немаловажно то, что клуб открылся в Год исторической памяти, когда особое значение придается сохранению прошлого и укреплению единства белорусского народа. Клуб открыт при взаимодействии с военной комендатурой Бобруйска и Белорусской ассоциацией ветеранов подразделений специального назначения войск МВД «Честь». Его членами стали учащиеся из двух объединений по интересам военно-патриотического направления, которые с начала учебного года осваивали навыки военной жизни, развивали и проявляли свои самые лучшие качества: физическую подготовку, морально-волевую выносливость, интеллектуальную собранность, а также умение работать в команде, проявлять лидерские качества, ответственность, дисциплинированность. Мы должны воспитывать в молодежи уважение к исторической памяти, успехам и достижениям предков, умение правильно расставлять приоритеты. В клуб «Патриот» могут вступить все желающие ребята от 10 до 18 лет. На занятиях мальчишки и девчонки научатся основам военной, тактической и огневой, физической и медицинской подготовке и другим навыкам, будут участвовать в соревнованиях. Мы надеемся, что деятельность клуба «Патриот» будет способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, повышению их мотивации к прохождению армейской службы и многие из ребят в дальнейшем выберут для себя военную профессию. И это направление мы будем развивать и поддерживать. Ребятам оно очень интересно.
Так же 12 июня в нашем Центре состоялись матчевые встречи Россия-Беларусь по правилам кикбоксинга. Это было радостное событие для нашего города! У нас в гостях были — юные спортсмены российского города Раменское. Что немаловажно, встречи происходили в День России — одного из главных государственных праздников Российской Федерации, который ежегодно отмечается 12 июня. Я уверен, что это только начало, в таком спортивном содружестве заинтересованы обе стороны.
Так же у нас есть планы по усовершенствованию материально-технической базы Центра, немало других задумок и планов. Уверен, что с коллективом, который хочет и умеет работать, у нас все получится. Я всегда считал и считаю, что на работу нужно приходить с удовольствием и работать в удовольствие. В Центре дополнительного образования детей и молодежи г.Бобруйска все создано для продуктивной работы, которая приносит достойные результаты.
—Будут ли открываться новые объединения по интересам?
— Конечно, будут. Мы отслеживаем новые тенденции, которые сегодня интересуют подрастающее поколение. Ведь дети и подростки не любят рутины, они постоянно ищут что-то новое и интересное. Разумеется, все наши объединения и студии как работали, так и будут работать, спортивное направление как было в тренде, так и остается. А в плане нового – расширяется техническое творчество. Наши «техники» пробуют и экспериментируют в данном направлении.
Что касается перспектив на текущий учебный год, то мы планируем открыть объединение по интересам «Гончарное дело». Для этих целей приобрели печь для обжига изделий из глины. К нам пришли молодые специалисты, на которых мы также возлагаем надежды, надеемся, что они смогут предложить что-то креативное и интересное в работе с детьми. Сегодня у нас работают профессионалы своего дела с большим стажем и опытом работы, которые передадут им свой опыт.
Кстати, Центр дополнительного образования организовывает проведение занятий по интересам не только на базе Центра, но и на базах клубов по месту жительства. Поэтому все желающие могут проводить свое свободное время недалеко от дома, а грамотные и заботливые педагоги помогут сделать это время увлекательным и занимательным.
—Начался новый учебный год. Из моих личных наблюдений могу сказать, что не все дети определились, чем они хотят заниматься. Есть ребята, которые записались сразу в несколько объединений по интересам. Знаю факты, когда родители настоятельно рекомендовали своим детям записаться в то или иное объединение. Чтобы Вы думаете по этому поводу?
— Я бы посоветовал родителям не давить на ребенка, не заставлять его посещать то или иное объединение. Родители должны предоставить ему возможность попробовать самому найти себя, посмотреть, что ребенку больше по душе, где он может проявить себя, и поддержать его во всех начинаниях. Мы стараемся предоставить широкий спектр возможностей для детей, педагоги не только обучают их, но и максимально содействуют расширению их кругозора, делают все о них зависящее, чтобы ребенок с удовольствием занимался тем или иным видом деятельности, чтобы это ему было интересно. Ведь в чем главное отличие дополнительного образования от общего? В том, что оно дает возможность школьнику выбирать занятие по душе. Смысл дополнительного образования заключается в том, чтобы соответствовать желаниям ребенка. Если в общеобразовательную школу ребенок обязан ходить, то в Центр дополнительного образования не обязан. Он вправе выбрать себе то или иное направление, прийти в объединение или уйти, если понял, что это не его, что ему не нравится заниматься. Наши учащиеся имеют право в течение года перейти из одного объединения в другое, если что-то им стало больше по душе. Что касается родителей, то они должны чаще приходить к нам в Центр, чтобы видеть результаты своих детей.
—Каким, по Вашему мнению, должен быть руководитель?
—Я убежден, что руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами коллектива. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах учреждения в целом, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива.
—Спасибо за разговор. Пусть все Ваши планы станут реальностью!
Беседовала Александра ЕВТУШЕНКО