Как бобруйские школьники космос собираются покорять: в Центре допобразования открылась тематическая лаборатория
Лето для детей — самая ожидаемая пора. Занятия в школе закончились, впереди целые каникулы. Чтобы сделать отдых ребят интересным и разнообразным в Центре дополнительного образования детей и молодежи Бобруйска каждый год придумывают что-то новое. Этот сезон не стал исключением: буквально на днях здесь заработала детская научно-космическая лаборатория «ДНК». Изучение космоса, макетирование ракет и эксперименты с экосистемами — все это не просто скучные лекции, а настоящая познавательная игра с полным погружением. Корреспонденты БЕЛТА отправились в необычную лабораторию, чтобы вместе с детьми на один день стать настоящими научными сотрудниками.
С самого утра на площадке у Центра дополнительного образования детей и молодежи в Бобруйске раздается детский смех — здесь работает оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Сузор’е». Здесь оздоравливаются 165 детей, которые поделены на 5 отрядов. Один из них — «ДНК». В нем 35 детей от 7 до 13 лет. И каждый день ребята с нетерпением бегут в лагерь — ведь здесь их ждет много сюрпризов. Один из них — появление научно-космической лаборатории «ДНК», инициатором создания которой стал отдел технического творчества.
«В новом учебном году мы решили открыть на базе нашего центра детскую научно-космическую лабораторию, где дети смогут посещать три объединения по интересам и в каждом из них они будут получать определенные знания. Исходя из тематики нашей лаборатории, мы выбрали несколько направлений: это изучение экосистем, инженерное макетирование и астрофизику. Темы непростые, а потому перед нами стояла задача разработать такие подходы, при которых детям будет интересно изучать основы биологии, строение космоса и устройство ракет и космических кораблей. На наш взгляд, эти темы сейчас актуальны и вызывают у ребят особый интерес, — рассуждает заведующая отделом по основной деятельности Татьяна Кизатова. — В будущем эти знания им точно пригодятся, а кто-то может быть свяжет свою жизнь с развитием космических инноваций или станет биологом и будет делать серьезные научные открытия. И чтобы понять, насколько интересно будет детям изучать эти темы, мы решили запустить лабораторию для оздоровительного лагеря дневного пребывания».
У тематически оформленной двери лаборатории уже собрались ребята: всем не терпится попасть внутрь. И вот методист технического отдела и воспитатель лагеря Анастасия Савельева открывает дверь, и вся гурьба заходит внутрь. В лаборатории действует строгий дресс-код — для каждого ребенка есть белый халат, перчатки и очки — чтобы они смогли почувствовать себя настоящими учеными.
Сегодня в лаборатории ребята будут учиться пересаживать цветы — у каждого на столе стоит красивая петуния. «Это пион!» — изумленно восклицает один из мальчишек. «Ты что! Нам же сказали, что это петуния!», — спорят между собой младшеклассники.
Как только в кабинет заходит педагог и воспитатель лагеря Анастасия Савельева — сразу все затихают и с интересом смотрят на нее. Начинается занятие. Ребята с большим энтузиазмом включаются в работу. Воспитатель рассказывает ребятам все тонкости того, как нужно пересаживать цветок, какая почва ему нужна, как правильно ухаживать за растением.
«Но на этом наша работа не закончится. После того как ребята пересадят свои цветы, каждый из них получит задание и будет проводить свой эксперимент: кто-то будет правильно ухаживать за ним, у кого-то цветок будет расти без кислорода или воды, кто-то наоборот — будет слишком обильно поливать растение. Это наглядно покажет им, как развивается или не развивается цветок в определенных условиях, также мы сможем порассуждать на тему того, как растения будут вести себя в разных атмосферах и на разных планетах, — рассказывает Анастасия Савельева. — У каждого ребенка есть свой дневник наблюдений, куда он будет записывать результаты своих экспериментов».
Для создания атмосферы кабинет, где разместилась лаборатория, украсили различными приборами: есть микроскопы, специальные весы и колбы. У детей все это тоже вызывает неподдельный интерес. «Чтобы сделать эту познавательную игру еще более правдоподобной, каждое утро у нас начинается с совещания, где мы обсуждаем тематику дня, предстоящие задания. После этого ребята заполняют свой «бортовой журнал» — это помогает немного размять мозги и включиться в процесс», — рассказала она.
Также для ребят Анастасия Савельева создала настоящую электронную галерею: каждый день в ней появляется задание, а кроме этого здесь размещаются рисунки воспитанников. Доступ к этой галереи есть у всех, а потому вечером мальчишки и девчонки могут показать свои произведения родным и близким. «Стараемся идти в ногу со временем», — улыбается воспитатель.
Для наглядной мотивации для ребят сделали интерактивную космическую инсталляцию. Она представляет собой три ракеты, которые летят к планете. «По мере успешного выполнения заданий, каждая команда получает звездочки. Мы придумали систему обмена этих звездочек на специальное «топливо» для наших ракет — называем их «световой год». Это такие специальные бочонки, которые будут двигать ракету ближе к планете. По окончании смены команда, которая ближе всех будет к планете, получит памятные подарки, — рассказывает Анастасия Савельева. — Ребята очень пристально следят за результатами, стараются помогать друг другу. Но есть у нас небольшое личное соревнование. У каждого ребенка есть бейджик — на нем написано имя и фамилия, а еще должность в нашем лагере — сейчас ребята младшие научные сотрудники. К концу смены можно стать профессором».
Кроме этого, у школьников впереди — занятия по основам 3D-моделирования, разработка и сборка собственных ракет. Ребятам такое положение дел очень нравится. Говорят, что это самый классный летний лагерь.
Артему Дойлидову 11 лет. Мальчик учится в гимназии №3 и увлекается космосом. «Сюда во время учебы хожу на робототехнику, а летом — провожу время в лагере. Мне здесь очень нравится: много всяких конкурсов, каких-то интересных заданий и квестов. В этом году мы изучаем космос, говорят, будем даже ракеты свои собирать — это круто, — поделился гимназист. — Мы тут всегда в движении, воспитатели придумывают много интересных штук. Утром, когда мы приходим, никогда не знаем, какие сюрпризы нас ждут. Это целое путешествие получается».
Ирина Орешко учится в гимназии №2, девочке 9 лет. В Центр допобразования она ходит на рисование. «В летнем лагере я уже в третий раз. Мне нравится проводить время здесь: весело и с друзьями. Тут много игр разных, всяких развлечений. Нам придумывают много заданий. И даже если с чем-то не получается справиться — всегда помогут, подскажут. Мы с ребятами очень стараемся — хочется, чтобы наша ракета первая прилетела к планете», — рассказала девочка.
«Никто ведь не знает, может, в будущем кто-то из наших ребят будет серьезным ученым или конструктором, станет биологом или будет исследовать космос, строить ракеты и открывать новые миры, — делится Татьяна Кизатова. — Но даже если этого не случится — яркие впечатления, полезные знания у них точно останутся».