Помнить — значит смотреть вперед. Часть 6. Память поколений
История Холокоста — предупреждение о бесчеловечности войны.
Всего в Бобруйске было шесть мест истребления и сожжения советских граждан: дер. Каменка, д. Еловики Бобруйского района, возле еврейского кладбища, в крепости, в бывшем лагере военнопленных на Парковой улице и аэродром. Источники дают противоречивые сведения о количестве погибших евреев. В послевоенное время замалчиванию подвергался сам факт уничтожения евреев по национальному признаку. На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане». Но, вместе с тем, неоспоримым остается тот факт, что в вопросах уничтожения и бесчеловечного отношения фашисты не делали разграничения по национальностям, возрасту или полу. Уничтожали всех без разбора, желая истребить саму память о советских людях.
Впервые вопрос сохранения памяти о Холокосте в Бобруйске возник в 1970 году, когда при строительстве Шинного комбината, был обнаружен ров с расстрелянными людьми. Перезахоронением останков занялся часовой мастер из Бобруйска Меер Зелигер. Он на велосипеде перевез 20 мешков с костями в братскую могилу на месте массового расстрела узников еврейского гетто, где среди погибших покоились останки его родных.
Поначалу ему никто не помогал, и он в одиночку собирал кости в мешочки, на велосипеде вёз за несколько километров в Каменку. Позже вокруг часовых дел мастера сплотились те, кому была небезразлична трагедия Холокоста.
Сохранить память о всех этих людей стало делом его жизни. Меер вместе с помощниками стал обивать пороги строительных организаций, с большим трудом доставать строительные материалы, сажать деревья. Несмотря на преклонный возраст, восемьдесят лет, и слабое здоровье, он упорно шел к своей цели. Когда мастер почувствовал, что ему не успеть закончить работу по созданию памятника, он обратился к бывшей узнице Бобруйского гетто, чудом оставшейся в живых Марии Минц:
«Ты Должна довести дело до конца: привести место расстрела в порядок и поставить памятник…»
Мемориал открыли в 1979 году, через год после смерти Меера. Он представлял собой холм, на котором был установлен гранитный камень с надписью «Здесь покоятся останки советских граждан». Впоследствии была установлена мраморная плита, проложена дорожка, покрытая плиткой, установлена ограда, которая огораживает это место скорби. По левую сторону от памятника установлены две звезды, красная пятиконечная и желтая звезда Давида. Справа от памятника черным цветом над землей возвышаются цифры — 10000, как напоминание о том, сколько здесь было уничтожено человек.
Аллея Праведников – первый в Республике Беларусь мемориальный комплекс посвященный белорусам, рисковавшим своей жизнью спасая евреев в годы войны. Открыт мемориал был 3 июля 2005 года в ознаменование шестидесятилетия освобождения города, от немецко – фашистских захватчиков.
Автор мемориального знака – лауреат Государственной премии Республики Беларусь, архитектор Галина Леонидовна Левина. Консультант – лауреат Государственной премии Республики Беларусь, архитектор Леонид Менделевич Левин.
Ежегодно в начале ноября на месте массового расстрела советских граждан в деревне Каменка проходят митинги памяти погибших в 1941 году.
Бобруйский поэт и общественный деятель Леонид Рубинштейн посвятил теме сохранения памяти трагедии бобруйского еврейства всю жизнь. Недавно мы побывали на творческом вечере Леонида Ароновича. Главной темой встречи был вопрос сохранения памяти жертв войны. Воспоминания поэта коснулись его сотрудничества с известным архитектором Леонидом Левиным и его дочерью архитектором Галиной Левиной, авторами Аллеи Праведников. Поэт читал стихи и делился воспоминаниями о своём военном детстве. Такие встречи позволяют нам, молодым, соприкоснуться с прошлым нашей Родины, сопереживать трагедию народа. (Приложение З)
Культура памяти
Сейчас в Европе возникло новое понятие «Культура памяти»– это прошлое и будущее, работа по преодолению границ, принятию и осмыслению самых разных исторических событий. [10] Этот вопрос у нас решается на уровне государства. Воплощением идеи сохранения памяти жертвам холокоста является мемориал в Малом Тростинце и Благовщине. На месте тех трагических событий создаётся мемориальный комплекс. Здесь установлен памятник «Массив имен» 10000 австрийским евреям, уничтоженным в годы Второй мировой войны. Это первый международный монумент, установленный в нашей стране. (Приложение И)
Творческая мастерская Леонида Левина продолжает работу по увековечению памяти евреев Минска. Сотрудник мастерской Козак Кузьма Иванович провел нас по территории минского гетто. Мы посетили памятники «Яма», «Разбитый очаг» и «Аллея праведников мира». В момент посещения мемориала «Яма», произошла знаковая встреча с узником Маутхаузена Евгением Алексеевичем Хролом. (Приложение Л;М)
Евгений Алексеевич рассказал о том, как ещё ребенком попал концентрационный лагерь, где у него брали кровь для немецких солдат. Большое впечатление оставил рассказ о том, как после побега узников одного из бараков австрийцы, местные жители, за деньги выдавали беглецов гитлеровцам для уничтожения. (Приложение К)
«Культура памяти»: помнить – значит смотреть вперед. И это действительно так. Нам необходимо развивать гражданское самосознание, и в этом важную роль играет сохранение памяти о трагедии еврейского народа. История Холокоста является предупреждением о бесчеловечности войны.
Древняя еврейская мудрость гласит: «Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей».
История еврейства Бобруйска насчитывает более 500 лет и вклад этого народа в жизнь нашего города велик. Много талантливых художников, музыкантов, учёных взрастил наш город. Известный бобруйский писатель Леонид Коваль писал: «Иногда приходится просто сожалеть, что в паспорте указан только город, только Бобруйск, но опущена улица, на которой человек родился. Потому что каждая бобруйская улица это не просто улица, а целая Европа или Африка. Со своим ландшафтом и обычаями, драмой и комедией. Инвалидная улица отличается от Шоссейной, как Австралия от Америки, хотя они пересекаются».
Только глубоко любимая земля предков могла так заворожить человека, что он всю жизнь черпал в ней свои силы. Только земля, любовь к которой впиталась с молоком матери, могла дать большое число ученых, выдающихся государственных деятелей, писателей, художников, которые пронесли любовь к родной стороне через всю жизнь и передали её своим детям и внукам. Такой землёй для многих евреев стала Беларусь.
Безмятежная жизнь довоенного Бобруйска прервалась 22 июня 1941 года. Когда утреннее небо разорвали звуки немецких бомбардировщиков. Мирно спавший город еще не знал, с какими бедами и страданиями предстоит столкнуться его жителям.
После оккупации города фашисты стали проводить свою политику уничтожения советских граждан. В Бобруйске было создано гетто «закрытого типа», в границах улиц Новошоссейной, Затуренского и Боброва. Узникам запрещалось топить печи и готовить себе еду. Их заставляли работать до изнеможения, а детей отправляли в лагеря для забора крови.
Ранним утром 7 ноября 1941 года ворвавшиеся в гетто белорусские полицаи и немецкие солдаты выгнали евреев из домов. Избивая прикладами винтовок их загоняли в машины, строили в колонны и отправляли к деревне Каменка.
Место запланированного убийства находилось в девяти километрах от Бобруйска, недалеко от шоссе на Слуцк. Здесь военнопленные (500 человек, которые стали первыми жертвами расстрела) заранее вырыли три большие ямы 100/10 метров. С доставленных евреев сначала снимали одежду и обувь, а затем убивали группами. 7-8 ноября 1941 года было расстреляно 5281 человек.
Для определения того, что произошло с евреями в годы Второй мировой войны, существует не только термин Холокост, сами евреи называют то, что произошло с их народом Катастрофа или еврейским словом «Шоа».
Всего в Бобруйске было шесть мест истребления и сожжения советских граждан: дер. Каменка, д. Еловики Бобруйского района, возле еврейского кладбища, в крепости, в бывшем лагере военнопленных на Парковой улице и аэродром. Источники дают противоречивые сведения о количестве погибших евреев. В послевоенное время замалчиванию подвергался сам факт уничтожения евреев по национальному признаку. На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане».
Страдания своих соседей, друзей и знакомых бобруйчане приняли близко к сердцу. Они шли на огромный риск подвергая опасности собственные жизни и жизни своих родных, спасая подчас незнакомых им людей. Чаще всего их имена остались только в памяти тех, кому они спасали жизнь. Это Праведники мира.
За спасение евреев во всём мире звания “Праведник мира” удостоено 26 513 человек. На территории современной Беларуси праведниками признаны 711 человек, из них 15 – жители Бобруйска.
Сохранением памяти о трагедии евреев в годы войны, занимается бобруйская еврейская община. Ежегодно 7 ноября на месте массового расстрела советских граждан в деревне Каменка проходят митинги памяти о погибших в 1941 году.
Мы стали участниками творческой встречи с Бобруйским поэтом и общественным деятелем Леонидом Рубинштейном. Он посвятил теме сохранения памяти трагедии бобруйского еврейства всю жизнь, стал автором ряда книг о Холокосте. При его активном участии создавалась Аллея Праведников – один из первых на территории Беларуси мемориалов посвященных Холокосту.
Сейчас в Европе возникло новое понятие «Культура памяти» – это прошлое и будущее, работа по преодолению границ, принятию и осмыслению самых разных исторических событий. «Культура памяти»: помнить – значит смотреть вперед. И это действительно так. Нам необходимо развивать гражданское самосознание, и в этом важную роль играет сохранение памяти о трагедии еврейского народа. И эта память говорит с нами через мемориалы в Бобруйске, Минске, Барановичах и во всех городах Беларуси, которых коснулась эта беда. Таких памятников становится всё больше, а это значит, что мы не забыли, мы помним мировую трагедию под названием Холокост. История Холокоста является предупреждением о бесчеловечности войны.
Анастасия АРТЕМОВА,
Анна АРТЕМОВА
Фото из открытых интернет-источников
Высказываем благодарность Алле Федоровне Леончик, педагогу ГУО «СШ №19», куратора проекта, предоставившую материал для опубликования на сайте. Фото из открытых интернет-источников