Человек долга и чести
Мне посчастливилось познакомиться с настоящим офицером, человеком слова, долга, чести. Виктор Владимирович Завгородний. Кадровый военный. Ныне — педагог дополнительного образования ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бобруйска», который растит юных шахматистов, будущих чемпионов.
Он родился в селе родился 24 апреля 1952 года в Бердичеве Житомирской области (Украина) в семье кадрового военного. Пять братьев отца также были военными, один из них погиб в 1941 году под Москвой. Отец прошел войну с первого до последнего дня. Именно он всю жизнь был для своего сына самым главным и признанным авторитетом:
—Правильный был мужик, честный, порядочный, волевой, — констатирует Виктор Владимирович. — Если что делал, то только на совесть. Он практически круглосуточно находился на службе, мы с сестрой его , можно, сказать не видели: он уходил— мы еще спали, а приходил —мы уже спали. Но, тем не менее, отец для нас был непререкаемым авторитетом. Благодаря ему я научился добиваться целей и доводить любое начатое дело до конца. Это отец подружил меня со спортом на всю жизнь. Я благодарен ему за то, что моя жизнь сложилась так, как сложилась, а не иначе.
В школе Виктор Завгородний принимал участие во всех спортивных соревнованиях. Учился он легко, много читал. Единственная четверка в аттестате у него по русскому языку, но она у него была настолько «твердая», что он до сих пор помнит правила русского языка и пишет без ошибок. У него не было сомнений по поводу выбора профессии: еще в детстве Виктор Владимирович принял осознанное решение пойти по стопам отца и его братьев и стать кадровым военным. Правда, был момент, когда двоюродный брат уговорил его поступить в Московский авиационный институт им. Орджоникидзе. Поехал в Москву, выдержал огромный конкурс, и уже в институте понял — нет, не его это — гражданская авиация и подал документы в Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР.
В семидесятые годы престиж профессии военного был очень высокий, конкурс был огромный, но Виктор Владимирович успешно сдал экзамены и стал курсантом. Во время учебы он не раз теплыми словами вспомнил своего отца — отличная спортивная подготовка, которая у него формировалась с детства, и сила воли, которую он воспитывал по примеру отца, в короткие сроки помогли ему стать лучшим курсантом училища.
— Я до сих пор дружу со спортом и считаю, что я в отличной физической форме, — улыбается Виктор Владимирович. —Мне не понятно, когда молодые люди не могут подтянуться и отжаться.
В 1974 году он стал дипломированным офицером. Его первым местом службы был украинский город Лубны Полтавской области. Служить начинал в пехоте. А тут в разведку поставили новую боевую технику, с которой разведчики как не пытались, так и не смогли разобраться. Виктору Владимировичу уже приходилось сталкиваться с такой техникой, и ему не потребовалось много времени, чтобы завести ее, отрегулировать да еще и объяснить разведчикам, как она работает. Только вот побаивались разведчики на ней служить. Командир возьми да и предложи Завгороднему перевод в разведроту. Виктор Владимирович предложение принял, и перевелся на службу к разведчикам. А вскоре и в личной жизни Виктора произошли позитивные перемены. Он встретил женщину, которая стала любовью всей его жизни. Встретились они, кстати, совсем случайно. Двоюродная сестра написала в письме, что в городе Лубны работает ее приятельница из Оренбурга, попросила ее разыскать, адресок написала. Но в тот день, когда он пошел по указанному адресу, девушки дома не оказалось. А потом служба, дела, и как-то все откладывал очередной визит к землячке. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Встретились случайно на вечеринке у общих знакомых. Между молодыми людьми зародилась дружба, которая постепенно переросла в любовь. Валентина, человек творческий, музработник по образованию, прекрасно знала, на что себя обречет, став женой офицера, но, тем не менее, согласилась выйти замуж за любимого человека. Через 10 дней после свадьбы Виктора Владимировича направили на новое место службы в Монголию в Улан-Батор в разведотдел. Вскоре к нему приехала жена.
Молодой семье повезло — им выделили однокомнатную квартиру. Виктор Владимирович всецело отдался службе — хотел из молодых солдат сделать настоящих солдат. Ему было не понять, как молодые ребята не могут подтянуться на турнике или отжаться от пола:
—Из 42 человек подтянуться нужное количество раз смогли только четверо, — улыбается Виктор Владимирович. — Мне отец всегда говорил, что тяжело в учении, легко в бою, это я неоднократно повторял своим солдатам. Я был требовательным офицером. И в конечном итоге все мои солдаты выполняли нормативы, и показывали отличные результаты на учениях. Жена обустраивала быт, старалась, чтобы ее любимому человеку, который максимум времени проводил на службе, было комфортно дома. Она подарила Виктору Владимировичу две замечательных дочери, которые свои первые шаги сделали в Монголии. А в июле 1984 года майора Завгороднего перевели на службу в Бобруйск в Днепровскую танковую дивизию начальником разведполка. Бобруйск встретил их не особо приветливо. Необустроенное жилье, отсутствие мест в детском саду. Он же с раннего утра до позднего вечера на службе, а то, бывало, и сутками дома не появлялся. С неустроенностью быта справлялась жена. Ни разу не услышал он от своей Валюши жалоб на проблемы. Дома его всегда ждали любящие девочки — жена и две дочурки, и вкусная еда.
Вскоре его вызвал командир и поставил перед фактом, что его направляют на два года в Афганистан. Он —боевой офицер, воспринял это как должное, но… Душа болела, что он оставляет жену один на один с проблемами — в неблагоустроенной квартире, где были проблемы с отоплением и перебои с водой, без мест в детском саду. Жена работала, девочек оставляла либо на соседей, либо одних. Озвучил свою просьбу руководству по поводу выделения мест в детском саду. В Афганистан улетал, заручившись заверениями руководства, что вопрос с местами в детсад будет решен. Новое место службы было в Пули-Хулум, что в переводе с афганского означало «Долина смерти». Там дислоцировались десантно-штурмовые батальоны и разведотдел. Задача разведки — найти месторасположение противника, узнать его количество. Зона ответственности — дорога, вдоль которой шли трубы, протяженностью 150 км. На этих 150 км — 21 застава и 3 поста укрепления. Дорогу, так называемую артерию жизни, по которой подвозили на пограничную станцию боеприпасы, продукты, охраняли взводы до 31 человека. Душманы не дремали, любили нападать неожиданно, но советские солдаты старались всегда быть на чеку.
— В Афганистане смерть была с нами ежеминутно. У меня день рождения 16 июня, а 15 июня я мог погибнуть. Спасло меня только чудо или огромное везение. Мы получили задание готовиться к боевым действиям в Кундузе, на БТР выехали с пункта постоянной дислокации к указанному месту. Разведрота уже проложила пусть следования колонне, но наш водитель чуть левее отклонился от траектории следования, и БТР наскочил на мину. Мой товарищ погиб, я же с тяжелой контузией оказался в госпитале. В течение месяца я ничего не видел. Мое душевное состояние описать невозможно — ослепнуть, когда у тебя вся жизнь впереди, и ты в ответе за свою семью, маленьких дочурок… Меня направили на консультацию к врачу в Кабул. Майор медицинской службы Соколов меня успокоил, что видеть я буду…Вот так на ровном месте оборвалась жизнь моего товарища, чуть не стал инвалидом я, — вспоминает Виктор Владимирович… И не только видеть, но и продолжать службу в Афганистане. Самое страшное там было — гибель солдат, молодых, и порой совсем не обстрелянных ребят. —Планировалась крупная боевая операция. Мы обеспечивали охрану дороги, по которой завозили продукты и оружие, полк обеспечивал проводку колонны. Духи постоянно устраивали неожиданные нападения. Бои были очень жестокие. Сколько наших полегло! —с горечью произнес Виктор Владимирович. — Очень дорогой ценой мы заплатили за выполнение поставленной перед нами задачей. На боевые задания уходили группами по разным направлениям. Виктор Владимирович на тот момент был вторым лицом в полку, и многие главные решения принимал сам.
В один из дней две группы солдат ушли на задание, и вскоре с ними пропала связь. Последние сведения от ребят пришли, что они находятся в «зеленке» (зеленая зона, где рос рис прим. автора). Виктор Владимирович взял с собой добровольцев —пулеметчика и водителя –механика, и отправился на поиски пропавших. Навстречу им шли ребята, которые несли убитого старшину. Они и рассказали, где находится их рота.
—Мы долго не могли ее найти. Думали, погибли все. Оказалось, комбат и старшина погибли, молодые солдаты растерялись и спрятались в зеленку. Они еще были совсем молодые, необстрелянные, а в Афганистане сразу попадали на войну. Не было времени, чтобы стать настоящими военными, заматереть, окрепнуть. Их страх мне был понятен, но им было не понять, что в их убежище их расстреляют, как куропаток. Заставил их выйти из зеленки, расставил по нужным позициям, поставил задачу перед ними —выполняйте! Нашел замполита и поручил ему быть рядом, а мы с ребятами поползли дальше искать вторую роту. Пули свистят, мины взрываются…Голову поднять невозможно. Нашли мы ребят. Их духи в упор расстреляли. Чуть поодаль, в стороне, двое наших раненых, которых духи чудом не заметили. Видимо, торопились. Мы все вместе ползком возвращаемся назад. И что же видим…Замполит погиб, а все солдаты снова спрятались, уже в арыке. На них веса 20-30 кг — одних запасных патронов только 900 штук выдавалось каждому перед боем, форма, а они еще в воду залезли в полном обмундировании. Воевать не с кем. Разведчики вернулись в расположение разведроты и прислали подмогу. Мы накрыли духов. После боя собрали всех убитых и раненых, не принято у нас было оставлять тела сослуживцев на полях боев…
За ту операцию Виктор Владимирович награжден Орденом Красной звезды.
—А могли бы и не наградить, —грустно улыбнулся ветеран афганской войны.— Если бы не посчастливилось выжить в том аду, некому было бы орден вручать. Виктор Владимирович не раз могу погибнуть, но, видимо, слишком сильный у него Ангел хранитель, что уберег его в Афганистане во время боев и от случайных пуль, которые летали тысячами.
—С 2002 года я занимаюсь только шахматами, —делится Виктор Владимирович. И не без гордости констатирует: — Я воспитал 15 кандидатов в мастера спорта. Моя ученица Наташа Кусенкова — неоднократный призер различных чемпионатов. Очень сильный игрок у меня Миша Садовский. Вообще, мне везет на талантливых учеников. Впрочем, мне во всем повезло! Я работаю в замечательном коллективе, у меня есть настоящие друзья, у меня самая замечательная семья. Так-что с уверенностью говорю — жизнь у меня удалась!
Александра ЕВТУШЕНКО