Горжусь своими прадедами
У каждого человека есть родные люди, которых они любят гордятся ими. Я тоже очень горжусь своими дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. О прадедушках и прабабушках и более старших поколениях моего рода я знаю из рассказа своих родных. Многих их своим огненным крылом опалила война.
Володькин Иван Антонович (дедушка мамы по отцу).
Годы жизни 1911 — 1959. Родился в д. Турки Бобруйского района. До войны окончил 7 классов, учился в Жиличском сельскохозяйственном техникуме, по специальности агроном-садовод, но не окончил его — не хватало денег для учебы. Работал в колхозе бригадиром.
Участвовал в финской кампании, получил ранение в руку. Воевал в годы Великой Отечественной войны, снайпером в составе 47-й армии, которая была в составе — 1-й Белорусского фронта. Освобождал Польшу.
Иван Антонович рассказывал, что снайперу часто нужно было лежать часами, а то и сутками в постоянном напряжении и полной боевой готовности в самой разной местности. И не важно, что это было поле, болото или снег. Порой засядет где-то немецкий снайпер и методично по одному уничтожает десятки солдат. На счету у дедушки 43 фрица-снайпера. Опыт с финской войны помогал быть смелее, расторопнее. Но были и такие случаи, когда приходилось не только иметь терпение, но и применять смекалку. Часто попадались более опытные снайперы-немцы. Так однажды часов девять пришлось лежать, чтобы выманить немца и заставить обнаружить себя. Иван понимал, что недалеко расположился не новичок, а опытный снайпер-профессионал. Чтобы его «снять» сделал чучело из каски и ватника. Выставил его не полностью, а еле заметно. Немец выстрелил, обнаружив себя. Вслед выстрелил Иван. Немец был убит.
Но такая же участь постигла и его самого. Самым важным для снайпера являются глаза. Так однажды немецкая пуля задела его рабочий глаз – правый, пробито легкое. Глаз потерял. Госпиталь, долгое лечение. Снова на фронт. Теперь уже младший сержант не мог метко стрелять из снайперской винтовки, остался 1 глаз. Он стал пехотинцем, освобождал Польшу в составе 397-й стрелковой дивизии.
Имел награды: ордена: «Красной Звезды», «Красного Знамени», медали «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», (около 6-ти, дед Толя больше не помнит). После войны не демибилизовали, а оставили еще год служить. По окончании Великой Отечественной войны 47-я армия вошла в состав образованной 10 июня 1945 года группы советских войск в Германии. Дислоцировалась в г. Галле. Армия была расформирована 5 февраля 1946 года.
Вернулся Володькин И.А. только в 1946 году домой, где его ждал семилетний сын Анатолий, да могилка жены Надежды. После ранения в легкое, до конца жизни оставались осколки. Раны постоянно давали о себе знать, от этого рано умер в 48 лет. Похоронен в Кировском районе.
.Землянухина Ольга Антоновна
Прапрабабушка Ольга Антоновна – родная сестра Володькина Ивана Антоновича, тетя дедушки Толи, двоюродная бабушка мамы моего отца. Родилась она тоже, как и прадед Иван, в д. Турки Бобруйского района 14 мая 1913 года. Окончила 7 классов школы, поступила на курсы трактористов и работала в колхозе имени Сталина Кировского района комбайнером. Затем вышла замуж в г. Бобруйске, стала работать на лесокомбинате рамщицой. Ольга Антоновна не боялась никакой работы. Ее не страшили чисто мужские специальности: тракторист, комбайнер, рамщица. За все она бралась и считала, что все одолеет, так оно и было.
В 1941 году на фронт ушел муж. Умерла единственная доченька Анечка. Молодая женщина остается одна в окупированном немцами городе. В состав комбината входили лесопильный, фанерный, стружечный, бочарный цеха, белодеревный завод, сушилки, электростанция.
Во время войны работала в тылу на том же лесокомбинате. Чтобы помочь фронту, приходилось работать в несколько смен. Она знала, что во время Великой Отечественной войны на лесокомбинате действовали подпольные группы. Ни на день не покидает непосильную многим мужчинам специальность.
Свыше 200 работников комбината за трудовые достижения награждены правительственными наградами. Ольга Антоновна Землянухина является кавалером ордена Ленина и многочисленных медалей.
Их надевала Ольга Антоновна только на праздники. При жизни ее приглашали на все мероприятия фандока, дарили ценные подарки в юбилеи. Она часто выступала перед пионерами и школьниками, ее саму ребята приняли в почетные пионеры школы. Она дружила со всеми директорами фандока, изготавливала им к праздникам подарки своими умелыми руками. А уж руки у нее были действительно золотыми. Согласитесь, не каждый может рубить заправски дрова и связать крючком замысловатую салфетку, воротничок и манжеты школьницам-внучкам, вырезать ручным лобзиком, точно по выкройке, из фанеры вазу, связать на спицах любимой внученьке Гале модную шапочку и трехметровый шарф, выжечь любую картинку и, строча на машинке «Зингер», придумать обновку, вырезать из пенопласта аистят, грибочки, разные красивые хозяйственные мелочи, придумать новое вкусное блюдо, насобирать в лесу больше всех грибов и ягод, приготовить самое вкусное земляничное варенье… в общем все-все она могла. Она приветствовала в двоюродных внуках старание, правдивость и честность. Недаром ведь ее фотография занимает почетное место в краеведческом музее города Бобруйска.
Миронович Филипп Лаврентьевич (прадедушка папы).
Годы жизни — 1921- 1942. Жил и работал в д. Татарковичи Осиповичского района. К началу войны двадцатилетний Филипп был женат и имел двух дочерей и сына. Моей бабушке было 2 года. Он был веселым, задиристым, активным. В первые же дни войны рядовой Миронович Ф.Л. был ранен в ногу, недолечившись ушел в партизаны. Воевал в составе 1-й Бобруйской партизанской бригады, дислоцировавшейся, в том числе, и на территории Осиповичского района.
На границе Бобруйского и Осиповичского районов в д.Татарка осталась семья. Он нашел выход на партизан и начал сражаться вместе с ними. Недалеко находился Осиповичский железнодорожный узел. Партизаны наносили врагу огромный материальный ущерб — уничтожали склады и вагоны оружия, боеприпасов, горючего, обмундирования, продовольствия, оружия.
Однажды во время посещения украдкой семьи он был обнаружен полицаями. Полицаи решили, что молодой мужчина не может не воевать. А поскольку партизаны уже успели себя проявить в Осиповичском районе, Филиппу было предложено указать место расположения партизан взамен за жизнь. Однако Миронович понимал, что это было лишь уловкой. Его пытали 2 дня. Затем все же кто-то донес полицаям о партизанском блиндаже в направлении к д.Подсобное Бобруйского района. Со словами «Ты не хочешь нам показать, тогда мы тебе покажем, где находятся партизаны» полицаи привязали избитого Филлипа к лошади, сначала он пытался идти, бежать. Потом его волоком тащили к землянке в сторону д.Подсобное. Расстрелян именно у партизанской землянки. Это место узнаваемо до сих пор: там глубокая яма и окоп, до этого времени так и не сровнялись с землей. Погиб, когда младшей дочери был лишь 1 год, поэтому сведений о нем мало. Был доброжелательным, хозяйственным человеком. Обелиск с красной звездой на гражданском кладбище в д.Татарковичи остался в память о дедушке-герое.
Я уверен, что мой прадед внес немалый вклад в борьбе с фашизмом. Он был членом отряда, который действовать начал в лесах севернее г. Осиповичи, где соединились главные силы 121-й стрелковой дивизии под командованием полковника Н.Н.Ложкина и 214-й воздушно-десантной бригады под командованием полковника Левашева. Так начались партизанские действия в Бобруйском районе.
Созданные с первых дней оккупации района партизанские группы осуществляли диверсии на коммуникациях врага, собирали и доставляли партизанам оружие и одежду, вели активную разведку сил и гарнизонов оккупантов.
Бузурный Аксентий Григорьевич (дедушка папы по отцу).
Годы жизни — 1906 — 1992. Родился в с. Марамоновка, в.Молдавии, учился в школе. Был очень трудолюбивым. Своим трудом славился на все село. Так, первый трактор в Марамоновке, нажитый трудом был у Аксентия. Построил собственную мельницу, просил людей помочь в работе, потом платил им за это. Но во время коллективизации его объявили кулаком и конфисковали все имущество — раскулачили и сослали в Сибирь, и во время ВОв жил в ссылке вместе с женой и детьми. Там долго работал на тракторе. Позже детей Ольгу и Ивана отправили жить на родину к деду Григорию. Аксентий отлично справлялся с любой работой. С Сибири его направляют на освоение целинных земель. Реабилитирован, награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». Вернулся в Марамоновку, построил новый дом, так как старый конфискован. Работал в колхозе. Обжился снова своим трудом. Завел пчел, стал работать на тракторе, ремонтировать колхозную технику. Был очень добрым, нежадным, работящим.
Костюченко Ефим Наумович (дедушка мамы по матери).
Годы жизни — 1910 — 1962. Родился в д. Перегон Славгородского района. В детстве пас коров. Тогда же большим порывом ветра в деревне сорвало крышу и покалечило Ефима – на всю жизнь остался инвалидом с покалеченными ногами. Из-за этого его не взяли на фронт.
Был малограмотным, но очень добрым и культурным человеком, помогал послевоенным вдовам по строительству, косил, стоговал сено, был хорошим хозяином дома. Имел образование 2 класса, но был очень умным, читал все газеты, был очень аккуратен. Ефим Наумович не был на войне, но помогал советским войскам. Ходил «в обоз» — значит, со своим конем перевозил груз в Россию до г. Ижевска. Оттуда возвращался не просто голодный — без пищи был все это время. Привыкал после к еде постепенно, иначе — смерть. В деревне работал в колхозе, выкашивал по 5 га участка для колхоза, убирал зерно, строил. Умер после неправильно поставленного диагноза в больнице от заражения крови после операции в 52 года.
Максим СМИРНОВ
Фото из семейного рахива